Недравик 16. 70 лет Победы

Недравик 16. 70 лет Победы.
Немного о том, что происходило с горнодобывающей промышленностью и подземным строительством во время Великой отечественной войны.
Обложка: instagram.com/naf1488/

Москва. Поезд «70 лет Великой Победы» призван знакомить с городами-героями России. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозным проходом. С 22 апреля 2015 года начал регулярное движение по Серпуховско-Тимирязевской линии. Голосовые объявления в поезде записаны Иосифом Кобзоном. Внутреннее оформление вагонов включает документы, фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет.

Под наклоном.
В годы Великой Отечественной войны почти весь горнодобывающий комплекс СССР переместился на Урал. Добыча полезных ископаемых разворачивалась бешеными темпами, фронту срочно требовались ресурсы цветных и черных металлов.

Мы спустились в одну из заброшенных шахт, построенную в годы войны и добывающей руду для нужд Советской армии.

mishainik.livejournal.com/145085.html

Хасима: шахтерский остров-призрак в Тихом океане.

На протяжении полувека Хасима был самым густонаселенным местом на планете. На территории в 3,5 гектара здесь жило больше пяти тысяч человек: город и его подземелья в буквальном смысле кишели людьми. 20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки. Этот рассказ об индустриальной истории и печальном настоящем шахтерского острова-призрака, острова-линкора, японской Хасимы, мекки всех любителей покинутых человечеством городов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.
vk.com/wall-60602505_387
coal.dp.ua

День Московского метро – прекрасный профессиональный праздник, который отмечается каждый год 15 мая. История этого дня начинается с 7 утра 1935 года. Именно тогда открылось для всеобщего пользования Московское метро. Началось движение поездов от станции «Сокольники» до «Охотного ряда» и дальше по развилке до «Парка культуры» и «Смоленской». Всю ночь люди, которые желали быть в числе первых пассажиров, ждали открытия метро у вестибюлей. Ни турникетов, ни разменных автоматов в то время еще не было. Проезд осуществлялся по билетам, на которых отмечалось время их выдачи. Каждый билет был действителен 35 минут, ведь больше времени и не понадобилось бы, поскольку длина первого пути составляла лишь 11,6 км. По билетам красного цвета можно было доехать, например, до станции «Сокольники», а обратно проезд осуществлялся по билетам желтого цвета.

Интересно, что строительство метро не было прекращено даже во время Великой Отечественной Войны! Тогда было построено 7 станций. Кстати, в те же годы метрополитен применялся в качестве бомбоубежища во время налетов вражеской авиации на Москву.

Расскажем про Московское метро 15 мая по ссылке: nedraweek.ru/18

Волчанский угольный разрез.

Волчанский угольный разрез является градообразующим предприятием города Волчанск, расположенном в Свердловской области. Волчанское угольное месторождение было открыто в 1859 году старателями, добывающими золото в этом регионе. А угольные разработки начались 110 лет назад — в 1901 году.

В 1907 году угольные копи были законсервированы в связи с началом разработки Богословского месторождения. Возрождение угледобычи на Волчанском угольном разрезе началось в Великую Отечественную войну, когда стране был нужен уголь. Донбасс был оккупирован и заводы эвакуированы на Урал.

victorborisov.livejournal.com/195761.html

Филевская ветка Московского метро.
Во вермя войны Филёвская линия пострадала. Первый авианалет на Москву состоялся 22 июля 1941 г. и одна из бомб, в частности, упала в арбатские дворы и пробила Филёвскую линию неглубокого заложения (ее строили-то открытым способом, просто укладывая рельсы в траншею и закрывая все этто сверху плитами и сваями). Наспех заделанная в 1941 г. дыра зияет в перегоне между Смоленской и Арбатской и по сей день.

Дырку-то заделали, но осадок остался, и сразу после войны было принято решение продублировать стратегически важную линию, идущую к вокзалу, линией более глубокого заложения. Время сталинское, сказано — сделано, и в сжатые сроки была прорыта синяя ветка от Арбатской (которую даже не соединили с голубой Арбатской) до Киевской, уже не по мосту, а под дном реки. Голубую ветку с ненужными станциями, которым были сделаны дублеры, полностью закрыли. Она использовалась для технических нужд, для отстоя поездов и т.д.

Но тут к власти приходит Хрущёв, и вся архитектурная политика встает с ног на голову. Вместо помпезной архитектуры в центре города и по набережным все перемещается в новую расширенную Москву, Черемушки и прочие новые районы типа Филей, куда нужно было срочно организовывать транспорт. Тут и вспомнили про законсервированную линию и открыли её, а после Киевской дешево и сердито бросили пути по верху. Быстрое и эффективное решение! Радость для новоселов Кутузовской и Филей. При этом же сейчас недоумение от двух параллельных линий и никак не связанных друг с другом станций с одинаковыми названиями.

usolt.livejournal.com/779175.html

Во глубине чимкентских руд.
Существует расхожее мнение: «Каждая вторая пуля, выпущенная советскими солдатами во время Великой Отечественной войны, была отлита из свинца, добытого в Казахстане». Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Не каждая вторая пуля, а две пули из трех были из Казахстана! Во время войны свинцовую руду добывали по всей республике, но больше всего свинца давал Чимкент, а конкретно рудник «Ачисай». Вот отсюда и ошибка этого расхожего мнения: каждая вторая пуля была отлита на чимкентском заводе из руды, добытой на «Ачисае».

Турланское месторождение, расположенное в Ачисайской долине, было известно с древних времен. В 60 километрах северо-восточнее города Туркестана первые рудокопы с помощью каменных молотков добывали окисленную руду, из которой выплавляли свинец, серебро и железо. Но тогда свинец был не очень востребован, из него готовили основу для изразцовой мозаики. Ситуация изменилась с приходом в Казахстан русской армии. «Свинца вблизи Туркестана великое множество, где всяк, кому надобно, берет и льет пули», – докладывали офицеры в Генштаб Российской империи. Вскоре после присоединения степного края к России царское правительство объявило продажу свинца военной контрабандой. Но поскольку его промышленная добыча и транспортировка были крайне дороги, разработку месторождения отдали в руки купцов. Много их побывало в роли хозяев Ачисайского рудника. Оренбургский купчина Первушин, Иванов из Казалинска, некий Бабатай Хасанов, английский коммерсант Лесман и многие другие. И у всех дело не шло: за 50 лет было выплавлено всего 500 тонн свинца.Ситуация изменилась с приходом советской власти. 1927 год – знаменательная дата для Ачисая, это год начала создания первенца цветной металлургии в Южном Казахстане. К этому времени усилиями советских геологов под руководством Князева, Колеватова и Сатпаева на месторождении Ачисай были выявлены значительные запасы руд, богатых свинцом. Было принято решение о создании в Чимкенте нового промышленного предприятия, чтобы избежать огромных затрат при транспортировке. Для строительства завода выбрали земельный участок на юго-западной окраине города – на берегу реки Бадам. Своего опыта по производству свинца не было, поэтому проектирование осуществлялось на основе каталогов техоборудования американских и английских фирм. Для доставки на завод свинцовой руды была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 100 км от станции Туркестан до рудника «Ачисай». Началось строительство рабочего поселка в расчете на семь тысяч жителей. И вот 20 января 1934 года пошел первый чимкентский свинец.Особо стоит отметить трудовой подвиг «Ачисая» в годы войны. Труд жителей Чимкента был фронтовым. Мужчины ушли на фронт, а к станкам и плавильным печам встали женщины
и подростки. Петр Ломако, долгие годы работавший министром цветной металлургии СССР, в своей книге писал: «Самоотверженно трудились в годы войны горняки Ачисайского полиметаллического комбината, бесперебойно поставляя свинцовые концентраты Чимкенту. В грозные годы войны прославились многие женщины, особенно Герой Социалистического Труда Таттигуль Досжанова, которая впоследствии дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР. По-стахановски трудились забойщики Беркимбаев, Карсакбаев, откатчик Ахметов, слесари Плюшкин и Кузнецов, бурильщики Михеев, Шагатаев, Момбеков, Невеселый и Бурмистров. Нормы выработки
составляли 400–650%».Родина высоко оценила вклад чимкентцев в победу над врагом. Только на руднике «Ачисай» медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» были награждены 1 114 человек.Герой Советского Союза Хасан Мамутов вспоминал, как, получая на фронте патроны, он чуть ли не плакал, – ведь в них боец чувствовал привет
из родного Чимкента.Семь пуль из десяти были казахстанскими. Каждая вторая – из Чимкента. Это был достойный вклад в Великую Победу.
express-k.kz/show_article.php?art_id=106276

Военное подземелье.
15 октября, когда казалось, Москву уже не спасти, государственный комитет обороны принял решения об эвакуации из Москвы руководителей наркоматов и о взрыве всех основных предприятий города. Взорвать предполагалось и метро — в ночь на 16 число там спешно демонтировалось оборудование. 16 Октября был единственным с мая 1935 года днем, когда метро не работало. Москву захлестнула паника. Тысячи, сотни тысяч людей бежали из города со своим скарбом. Машины, тележки, повозки, сплошным потоком уходили на Восток. Власть в городе была отдана мародерам и грабителям. Содержимое складов раздавалось уходящим жителям.

Сталин колебался. В этот день он посетил Калининский фронт и вернувшись на дачу в Кунцево обнаружил ее подготовленной к взрыву. На центральном аэродроме его ждали самолеты, а за Рогожской заставой — поезд. Сталин имел возможность выехать из Москвы в любой момент. Хитростью тирана он понимал, что его отъезд — это потеря Москвы и потеря всей страны. Наконец он принял судьбоносное решение и остался в столице.

Было необходимо незамедлительно навести порядок в городе. Приказ о взрыве и затоплении метро был отменен, поставлена задача в срочном порядке смонтировать обратно оборудование, которое успели разобрать.

Это сумели сделать в предельно сжатый срок, однако, метро продолжало работать на половинных мощностях до середины 1942 года, когда наконец завершили восстановление демонтированного.

Метро и выработки Метростроя служили надежным укрытием для москвичей все годы, пока сохранялась опасность налетов вражеской авиации. При объявлении воздушной тревоги, станциях и в тоннелях укрывалось около 435 тысяч человек. Метро закрывалось для пассажиров в 18 часов, проводилось спешное дооборудование станций — на пути укладывался деревянный настил, устанавливались фонтанчики для питьевой воды. Жители допускались в метро только после объявления воздушной тревоги. Исключение делалось для детей и женщин с детьми до 12-летнего возраста, которых начинали пускать сразу по готовности сооружений к приему укрываемых.

Многое пришлось доделывать уже после начала войны — питьевые фонтанчики, санузлы и другие технические средства, необходимые для укрытия больших масс людей.

Предполагалось, что помимо бомб, метро способно защитить население и от газовой атаки Постановления совнаркома о приспособлении метрополитена под газоубежище предполагали оборудование его сооружений гермозатворами и фильтровентиляцией и были выпущены еще вначале 1941 года, однако, на начало 1942 года эта работа так и не была завершена.

Во время воздушных тревог, под землей разворачивался целый город. Работали магазины, парикмахерские. На станции метро «Курская» работала библиотека.

nashemetro.ru/bunker.shtml

Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. На удивление всему миру 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Работники сантехнической службы, помогали Метрострою в монтаже насосных агрегатов на водоотливных установках и оборудования вентшахт, 18 января 1944 г, было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Оба участка были введены в эксплуатацию без обкатки. На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». Сразу же после завершения строительства вышеупомянутых станций, еще до окончания войны, началось сооружение Кольцевой линии.
grafik-plus.ru/ST_History/st_Wars.htm


Поделиться записью: