Автор обложки: macos.livejournal.com/1135567.html
Кеннекотт, горно-обогатительный комбинат.
30 марта 2017 года США отмечают 150-летие подписания договора с Россией о продаже Аляски.
Российская империя владела Аляской на протяжении 135 лет. Территория была открыта в 1732 году экспедицией под руководством Михаила Гвоздева и Ивана Федорова, а с 1799 года находилась под управлением Российско-американской компании — торгового предприятия, основанного Григорием Шелиховым и Николаем Резановым при участии государства. Центром торговли и экспорта пушнины стал основанный в 1799 году Ново-Архангельск — теперь американский город Ситка.
Однако в 1866 году российские власти пришли к выводу, что не смогут в будущем удержать и освоить обширную заморскую территорию, которую следует продать, чтобы не потерять ее вообще даром. Решение об этом было принято 16 декабря на совещании, состоявшемся в Санкт-Петербурге с участием Александра II и великого князя Константина Николаевича.
Договор о продаже Аляски был подписан российским послом в США Эдуардом фон Стеклем и госсекретарем Уильямом Сьюардом 30 марта 1867 года. 18 октября того же года в Ново- Архангельске, переименованном в форт Ситка, состоялась официальная церемония передачи полуострова во владение Соединенным Штатам. Территорию, площадь которой превышает 1,5 млн кв. км, американское правительство приобрело за $7,2 млн золотом.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/4137801
Географическое положение:
Аляска — самый большой по площади штат США, который находится в северо-западной части континента Северная Америка. Включает одноимённый полуостров, Алеутские острова, узкую полосу тихоокеанского берега вместе с островами Александровского архипелага вдоль западной Канады и континентальную часть. Аляска омывается на севере Ледовитым Океаном, на западе и юге — Тихим Океаном. Берингов пролив отделяет США от России.
Климат:
Аляска занимает довольно большую территорию, поэтому климат её разнообразен.
На Тихоокеанском побережье климат является умеренным и морским; в остальных районах — субарктическим и арктическим континентальным, с очень суровыми зимами.
Среднегодовая температура Аляски изменяется от +4 на юге до -12 градусов Цельсия на северных отрогах хребта Брукса в арктической зоне. Сильные перепады температуры в разные времена года наиболее характерны для центральной и восточной частей континентальных внутренних областей. Летом температура там в среднем поднимается до +20°С и иногда даже до +25-30°С. Зимой же при отсутствии солнечного света, температура снижается до -10°С. В морской зоне средние температуры лета и зимы изменяются от +15°С до -6°С.
Лучшее время для посещения региона — лето, с мая по сентябрь.
Аляска в чем-то похожа на восточные территории России: тот же суровый климат, та же удаленность от основной части страны, то же стратегическое значение и огромные залежи полезных ископаемых. При этом с Аляски не стремятся уехать, ее население устойчиво растет и живет довольно неплохо — частных самолетов и вертолетов в расчете на душу населения на Аляске в разы больше, чем в США в целом.
Главные доходы Аляска получает от разработки полезных ископаемых, вокруг которых сложилась довольно обширная обслуживающая промышленность и сфера услуг. При этом добывающие компании платят в виде налогов и других отчислений до половины своих доходов. На Аляске создан аналог российского стабфонда, куда тоже поступают доходы от продажи ресурсов — однако с той разницей, что фонд выплачивает регулярные дивиденды всем жителям Аляски, то есть этот штат похож на арабские государства, где все население может припеваючи жить на нефтяную ренту. При этом налогов местные жители не платят (ни в бюджет штата, ни в федеральный бюджет), за счет государства строится и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура ЖКХ (в аляскинском климате это довольно дорого), средств на образование и медицину выделяется больше, чем в среднем по стране, а местное сельское хозяйство получает крупные дотации.
Столица: Джуно (Juneau)
Крупные города: Анкоридж, Фэрбанкс, Василла, Колледж.
Минеральные ресурсы Аляски.
Согласно последним исследованиям института Фразера, Канада, Аляска находится на 7-м месте в мире среди 45 регионов, перспективных для добычи полезных ископаемых. Достаточно вспомнить Клондайк и «золотую лихорадку» начала прошлого века, когда в Аляску хлынули толпы золотоискателей. Подсчитано, что с тех пор и до настоящего времени из Аляски вывезено почти 1000 т золота. Это в основном золото из россыпей, хотя находили и жильное золото, если оно выходило на поверхность. В 70-х годах прошлого века введены в строй предприятия по добыче руд цветных металлов и золота. Геологи открыли здесь богатые месторождения алмазов, платины, тантала, палладия. В 1996 г. был пущен в эксплуатацию золоторудный комбинат Fort Knox, принадлежащий фирме «Kinross Gold». Рудник ежедневно выдает 42 тыс т руды. С 1996 г. здесь произведено 2 млн унций (56600 кг) золота. Запасы золота в руде с содержанием золота 1 г/т оцениваются здесь в 3,8 млн унций. Обогащение руды ведется чисто гравитационными методами. На извлечение золота сорбцией на активированный уголь уходит всего 67 г цианида на тонну пульпы. В настоящее время комбинат производит 500 тыс. унций (14 т) золота в год. Соседнее месторождение Kinross, принадлежащее этой же компании, дает еще 205 тыс. унций в год.
В 90 милях к востоку от Fort Knox находится месторождение золота Pogo, принадлежащее фирмам «Teck Cominco» и «Sumitomo Metal Mining». Разведанные запасы руды, содержащей 0,52 унц/т золота, составляют 5,6 млн унций. Ожидается, что рудник будет давать 500 тыс. унций золота в год, работать на нем будут 385 чел. Хвосты обогащения будут направляться на закладку выработанного пространства, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде. Капиталовложения в строительство комплекса оцениваются в 250 млн долл. США.
Запасы месторождения Donlin Creek, принадлежащего фирме «Placer Dome», после повторной разведки увеличились, и если вначале они оценивались в 12,9 млн унций при содержании золота в руде 3 г/т, то через некоторое время фирма «NovaCold Resources» провела новую разведку и оценила запасы в 22,9 млн унций с содержанием золота на отдельных участках до 5,2 г/т, а в среднем 3 г/т. Согласно предварительным расчетам, мощность комплекса на этом месторождении может достичь 1 млн унций в год. Сумма капиталовложений составит 380 600 млн долл., а себестоимость золота — 241 долл/унция. Недавно здесь закончена детальная разведка месторождения, которая выявила дополнительные запасы руды.
Кроме золотоносных руд, на Аляске есть и руды цветных металлов. Месторождение Red Dog с запасами в 25 млн т цинка является крупнейшим в мире. Руда здесь содержит 19 % цинка, 6 % свинца и 100 г/т серебра, т. е. по своему качеству превосходит руды всех известных месторождений в 2-3 раза. Горно-обогатительный комплекс строится здесь совместным предприятием, в которое входят «Teck Cominco» и «NANA Inc.». Разведанные и подтвержденные запасы руды, содержащей 0,13 унц/т золота, 16,7 унц/т серебра, 4,6 % свинца и 11,6 % цинка, составляли к середине 2002 г. 7,6 млн т. Следует отметить, что после 10 лет эксплуатации запасы увеличились на 25 %, благодаря поисковым работам.
Разведочное бурение выявило большие запасы (около 1 млрд т) медной и золотоносной руды на месторождении Pebble, содержащем 0,3 % меди и 0,34 г/т золота, причем часть руды (54 млн т) — более высокого качества.
На поиски металлов платиновой группы в 2001 г. затрачено 1,6 млн долл. Интенсивная разведка ведется на 15 месторождениях. В целом на геологическую разведку в 2001 г. затрачено 23,4 млн долл., хотя в 1997 г. было истрачено 57,8 млн долл.
Затрудняют освоение минеральных ресурсов Аляски труднодоступность месторождений, слабое развитие инфраструктуры (мало дорог, линий электропередач), а также строгие законы об охране окружающей среды. Положительными факторами являются политическая стабильность, благоприятная налоговая политика, наличие рабочей силы.
Планы Shell относительно шельфа Аляски предусматривают бурение по три разведочных скважины в 2012 и 2013 годах в Чукотском море и по две в эти же два года в море Бофорта. Это можно было бы назвать достаточно ординарными и даже скромными инвестиционными планами, если бы не многолетние ожесточенные споры целого ряда заинтересованных сторон: нефтяных компаний, экологов и местных народностей. И если бы не чрезвычайно высокий интерес во всем мире к подключению новых стран к делу освоения на нефть и газ все новых секторов арктических морей.
Аляска – старый и очень богатый углеводородами добывающий регион США. В 1968 году на Северном склоне Аляски было открыто крупнейшее нефтяное месторождение Prudhoe Bay, и начиная с этого времени экономика штата «села на нефтяную иглу». В июне 1977 года был запущен 1288-километровый Трансаляскинский нефтепровод, перекачивающий нефть с месторождений нефтегазоносного бассейна Северного склона Аляски в порт Валдез на юге штата. Пик добычи на Аляске пришелся на конец 1980-х годов (в 1988 году Трансаляскинский нефтепровод перекачивал ежедневно порядка 2 млн баррелей нефти, или 3% добываемой тогда в мире нефти).
С тех пор ситуация сильно изменилась: добыча на стареющих месторождениях упала (рис. 1), и в 2010 году по трубопроводной системе прокачивалось всего около 620 тыс. баррелей в день, а падение объемов прокачки нефти по трубе составляет ежегодно порядка 6% [1]. Снижение добычи нисколько не повлияло на снижение нефтяной зависимости экономики Аляски: в 2010 году 89% доходов на операционный счет 49-го штата США обеспечивалось за счет добычи нефти и газа . В этих условиях многие видят спасение экономики штата лишь за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений. Одним из наиболее перспективных направлений увеличения добычи стала разработка аляскинского шельфа.
Высокие ставки.
По самым приблизительным оценкам, извлекаемые ресурсы морей Бофорта и Чукотского могут составить порядка 28 млрд баррелей нефти (что в два раза превышает объем уже добытой нефти на Prudhoe Bay) и 38 трлн фут3 газа (1 трлн м3) [3]. Для сравнения, извлекаемые ресурсы российского сектора Чукотского моря, по современным оценкам, могут достигать 15 млрд баррелей нефти и 4 трлн м3 газа [4].
В феврале 2011 года консалтинговая компания Northern Economics совместно с Институтом социально-экономических исследований университета Аляски специально для компании Shell выпустило второе издание исследования экономических выгод от разработки внешнего континентального шельфа Аляски в море Бофорта и Чукотском море. Согласно исследованию, коммерческая разработка запасов нефти и газа на шельфе способна принести бюджетам всех уровней страны $97 млрд (море Бофорта) и $96 млрд (Чукотское море) в течение 50 лет при цене нефти $65 за баррель и цене газа $6,4 за млн БТЕ. В условиях же более высоких цен выгода государства может составить порядка $300 млрд. Помимо прямых финансовых выгод, освоение континентального шельфа Аляски, по расчетам составителей исследования, сулит создание 55 тыс. рабочих мест с совокупным фондом заработной платы $145 млрд в течение 50 лет.
Большая раздача.
Лицензирование нефтегазоносных участков в акваториях Чукотского и Бофорта морей началось в 1979 году. С тех пор было продано 1469 лицензий, однако на октябрь 2011 года действует лишь 670. Последние крупные аукционы по продаже лицензий на работы на шельфе Аляски состоялись в марте 2005 года (море Бофорта; на сегодня действительны 82 лицензии), апреле 2007 года (море Бофорта; 89) и в феврале 2008 года (Чукотское море; 487). Аукцион 2008 года стал рекордным не только по количеству вырученных от продажи лицензий средств ($2,6 млрд), но и по сумме, уплаченной за одну лицензию ($105 млн, Shell).
Несмотря на активное лицензирование участков морей Бофорта и Чукотского, активного разведочного бурения в данных акваториях не проводилось. С 1981 по 2002 год в море Бофорта было пробурено 30 скважин, в Чукотском море за все время было пробурено лишь 5 скважин. Со второй половины 2000-х годов любые попытки получить разрешение на разведочное бурение в этих арктических морях наталкивались на сопротивление экологических организаций и местных народностей.
Доминирующим игроком в омывающих Аляску арктических морях выступает компания Shell, которая приобрела 128 лицензионных участков в море Бофорта в ходе лицензионных аукционов 2005 и 2007 годов, а в 2008 году докупила еще 275 участков в Чукотском море. По словам Пита Слейби, вице-президента Shell Alaska, по состоянию на 2011 год компания уже потратила более $2 млрд непосредственно на покупку лицензионных участков и инвестировала еще $1,5 млрд в мероприятия, сопряженные с подготовкой к бурению. Однако до сих пор не пробурила ни одной скважины.
Данная ситуация кажется странной и чрезвычайно огорчает Слейби, так как, по его словам, когда проходило лицензирование, разработка шельфа Аляски была желанной в глазах государства, а программа разведочного бурения Shell отвечала самым строгим требованиям ведомств-регуляторов.
Экострасти.
В 2009 году Shell уже получила одобрение на бурение двух скважин в море Бофорта и трех – в Чукотском, но тут случилась катастрофа на платформе BP в Мексиканском заливе, и президент Барак Обама принял решение заморозить разведочную программу компании. «По величайшей иронии катастрофа в Мексиканском заливе спасла Арктику», – напишет в своем эссе один из местных активистов движения за сохранение природы.
Основным доводом защитников американской Арктики от нефтяных majors является то, что шельф Аляски коренным образом отличается от остального внешнего континентального шельфа США в целом, и хрупкая местная экосистема может быть полностью разрушена даже из-за малейшей аварии. Экологи до сих пор помнят катастрофу 1989 года, когда супертанкер Exxon Valdez сел на мель в проливе Принца Вильгельма на южном побережье штата и 260 тыс. баррелей нефти было выброшено в море.
В ноябре 2010 года неправительственная организация Pew Environment Group опубликовала доклад, посвященный оценке рисков возможной аварии на буровой скважине в Арктике. Составители доклада пришли к шокирующим выводам: экстремальные погодные условия, полярная ночь и дрейфующие льды могут затянуть процесс ликвидации аварии на нефтяной скважине до 6 месяцев и более, а выброшенная нефть может оставаться во льдах на десятилетие. При этом моря Чукотское и Бофорта являются домом для пятой части мировой популяции белых медведей, а также для гренландских китов, моржей и других морских млекопитающих.
Противодействие коренных народностей активности нефтяных компаний в американской Арктике также не приходится сбрасывать со счетов. Хозяйственный уклад жизни эскимосов целиком зависит от промысла китовых, популяция которых в регионе может оказаться под угрозой исчезновения в случае аварии на буровой установке.
С тревогой аляскинские аборигены смотрят и на климатические изменения: с 1960-х годов средняя температура зимой здесь увеличилась на 4°С. В феврале 2008 года в суд северного округа Калифорнии был подан коллективный иск эскимосов из поселения Кивали на к нефтяным majors (ExxonMobil, BP, Chevron, ConocoPhillips, Shell) и ряду других компаний американского ТЭК. В своем иске эскимосы обвиняли их в том, что выбросы парниковых газов приводят к глобальному потеплению, что стало причиной подтопления их деревни, построенной на 13-километровой косе в устье реки Кивалина, впадающей в Чукотское море. Сумма претензий по иску достигала $400 млн. Иск был оставлен без удовлетворения, но неприязнь аборигенов к нефтяным компаниям, понятно, никуда не делась и в любой момент может вылиться в череду новых судебных исков и разбирательств.
Те,кто«за».
Главными лоббистами развития экономики Аляски за счет интенсификации добычи углеводородов являются, между тем, сами местные власти. Действующий губернатор Шон Парнелл сетует на то, что федеральное правительство остается глухим к его доводам «за» увеличение добычи углеводородов на Аляске, что, по его мнению, должно пойти на пользу как штату, так и всей американской нации [8].
Предшественница Парнелла Сара Пэйлин также выступала за активное развитие нефтегазовой отрасли штата. Примечательно, что при этом, не идя на поводу у majors, Пэйлин поменяла систему налогообложения нефтяной отрасли в сторону увеличения налогового бремени нефтегазовых компаний, что дало значительное увеличение доходов и вызвало рост занятости в «нефтянке». Налог на добычу нефти и газа на Аляске по сей день складывается из фиксированного налога (плоская ставка 25%) и дополнительных выплат с плавающей ставкой (максимальная ставка 50%) в пользу бюджета в случае, если цена на нефть превысит $30 за баррель. Пэйлин также активно лоббировала идею строительства Аляскинского газопровода, впрочем, до сих пор нереализованную.
Другим сторонником скорейшего начала разработки арктического шельфа США является Лиза Меркауски, республиканка, сенатор от штата Аляска. В своих докладах, представленных, в том числе, и президенту Обаме, Меркауски неоднократно высказывала мысль о том, что США являются «аркти ческой нацией», но, несмотря на это, значительно отстают от, например, Норвегии в освоении шельфа Арктики. Сенатор всячески лоббировала начало бурения в Чукотском море и море Бофорта, в том числе и в пределах Национального аркти ческого заповедника дикой природы (ANWR).
Интересно то, что представитель демократической партии Марк Бегич, тоже сенатор от штата Аляска, придерживается схожих взглядов на освоение углеводородного потенциала Аляски. Даже конкурирующие политические силы объединяются, когда речь идет о стратегических инициативах развития экономики штата.
Ацентр«против».
Однако оппонентом «углеводородного сценария развития» наряду с экологами и эскимосами долгое время оставалось федеральное правительство.
На протяжении 27 лет освоение порядка 80% внешнего континентального шельфа США (Восточное и Западное побережья и Бристольский залив на Аляске) было невоз можно из-за моратория Конгресса, введенного в 1981 году и ежегодно продлеваемого. В 1990 году президент Джордж Буш-старший установил исполнительный мораторий на лицензирование участков шельфа.
К дискуссиям об открытии шельфа для бурения Белый дом вернулся в июле 2008-го, когда цены на бензин впервые пробили исторический максимум (рис. 2). Конгресс не проголосовал за ежегодное продление моратория на бурение на шельфе, а президент снял мораторий на лицензирование.
Сменивший Буша-младшего в январе 2009 года Барак Обама сначала выступал против любого расширения нефтегазовой активности на шельфе. Особенно жестко он высказывался против бурения в пределах заповедника ANWR, а 3 марта 2010 года было принято решение о недопущении лицензирования участков в Северо-Алеутском бассейне до 2017 года.
Тем не менее доводы сторонников роста добычи нефти внутри страны были приняты во внимание, и уже 31 марта 2010 года Обама объявил о проведении лицензирования новых участков на шельфе (см. «Сыро-зелено. Стратегию Обамы по открытию для освоения шельфовых green-fields называют недоработанной», OGJR №5 (39), май 2010, стр.26). Менее чем через месяц после данного заявления произошел взрыв на платформе Deepwater Horizon компании BP и разлив нефти в воды Мексиканского залива (см. «Разбор полетов по «возможно худшей» нефтяной катастрофе в истории США», OGJR №11 (44), ноябрь 2010, стр.24).
После катастрофы в Мексиканском заливе наступила другая реальность.
Бюро по управлению океанической энергией (BOEMRE) предъявило новые требования к нефтяным компаниям и установило 84-километровую буферную зону, всякое бурение в которой отныне запрещено. В июле 2010 года Федеральный окружной суд штата Аляска постановил Министерству внутренних дел США провести переоценку рисков бурения в Чукотском море, сочтя, что анализ, проведенный администрацией Буша, был слишком непродолжительным. Сопротивление оказало также Американское агентство по защите окружающей среды (EPA).
Полученные ранее Shell разрешительные документы на выбросы в атмосферу при разведочном бурении на шельфе Аляски под нажимом «зеленых», подавших петицию в Совет по апелляциям в сфере защиты окружающей среды (EAB), были отправлены на доработку. А после доработки экологические требования существенно ужесточились: так, максимальные пределы выбросов мелких частиц и двуокиси азота в атмосферу снизились на 50% по сравнению с первоначальной версией документа.
В ноябре 2010 года 485 тыс. км2 прибрежных вод и береговой линии Аляски были признаны «критическим местом обитания» белых медведей в результате судебного процесса, запущенного по инициативе Центра биологического разнообразия (the Center for Biological Diversity), Совета по защите природных ресурсов (the Natural Resources Defense Council) и Greenpeace против федерального правительства США.
Если очень нужно, то можно…
Целый год понадобился федеральным властям, чтобы вновь вернуться к рассмотрению возможности разработки шельфа Аляски. А причины изменения риторики – экономические.
Экономические показатели Аляски волатильны, напрямую зависят от конъюнктуры на мировых энергетических рынках. После финансового кризиса 2008 года экономика 49-го штата восстанавливалась более быстрыми темпами, чем страна в целом (рис. 3). Влияние кризиса на рынок труда на Аляске оказалось гораздо более щадящим (с января 2008 года по октябрь 2009 уровень безработицы в США в целом вырос на 102%, тогда как на Аляске – лишь на 32%). Причина проста — высокие цены на энергоносители. В общем неплохие экономико-социальные показатели верны лишь до тех пор, пока в штате ведется добыча нефти. Однако как раз в этой связи прогнозы неутешительные.
Согласно прогнозу, подготовленному Департаментом доходов Аляски (Alaska Department of Revenue) весной 2011 года, к 2020 году лишь 254 тыс. баррелей нефти в день будет добываться на старых месторождениях. Таким образом, падение добычи с 2010 года составит 2,5 раза. Чтобы удержать добычу на уровне 80-90% от сегодняшних показателей, половину (!) добываемой нефти придется уже в 2018 году добывать на новых месторождениях, освоение которых пока не ведется.
Аляскинские нефтегазовые перспективы важны и для Центра. До президентских выборов в США осталось чуть более года, а проблема рекордно высоких цен на бензин в стране (рис. 2) далека от разрешения, что не может не волновать Белый дом. В мае 2011 года Барак Обама выступил с речью, в которой призвал «последовательно увеличивать добычу нефти в стране, соблюдая все стандарты безопасности» [9]. В той же речи президент призвал провести лицензирование нефтегазоносных участков в пределах Национального нефтяного резерва Аляски (Alaska National Petroleum Reserve). Риторика Белого дома по отношению к бурению на шельфе Аляски существенно смягчилась, что, разумеется, оказало влияние и на планы нефтегазовых компаний, у которых появилось больше оснований для оптимизма.
Экономика. Сегодня экономика штата Аляска – это, в первую очередь, добыча и переработка полезных ископаемых. Треть доходов бюджета — добыча нефти и производство нефтепродуктов. На Аляску приходится примерно одна пятая (то есть 20%) добычи нефти во всех США. Прудо Брей – самое большое месторождение, производит около 8% всей нефти. Здесь построен нефтепровод Алиеска длиной 1250 км до порта Валдез. Он может перекачивать до 2,1 миллионов баррелей (что равно примерно 330000 кубическим метрам) в сутки, больше, чем любой другой нефтепровод в США. Вообще добыча нефти на Аляске играет важную роль с 1970-х годов, когда заработал Трансаляскинский трубопровод. Это повлекло за собой существенный прирост населения штата в 1980 годах, а также вызвало интенсивное развитие инфраструктуры. Среди других полезных ископаемых следует отметить каменный уголь – по оценкам Геологической слежбы США в Аляске еще 85400 миллиардов кубических футов угля (это примерно 2420 кубических километров Сельское хозяйство, несмотря на наличие значительных массивов земли, пригодной для обработки, развито слабо; насчитывается несколько сот ферм, большей частью мелких. Основные сельскохозяйственные районы — долина реки Матануски и полуостров Кенай. Значительная часть продовольствия — привозное; в основном местная продукция — свежие овощи, картофель, молоко и молочные продукты. На Аляске хорошо развиты рыболовство и рыбоконсервная промышленность. Обрабатывающая промышленность представлена главным образом рыбоконсервными, лесопильными предприятиями, действуют бумажно-целлюлозные заводы. Внешние связи штата обслуживаются главным образом морским флотом. Аляскинское шоссе, значительная часть которого проходит по Канаде, связывает штат с основной территорией США. Во время Второй мировой войны на здесь началось крупное военное строительство, которое было продолжено в годы Холодной войны. В 1965 году из общего количества занятых в 70 тысяч человек около 30 тысяч приходилось на занятых в государственных учреждениях, связанных преимущественно с обслуживанием армии.
Источник: shikardos.ru/text/karta-alyaski-karta-poleznih-iskopaemih-geograficheskoe-poloje/
Заброшенная Аляска. Кеннекотт.
Во время Золотой лихорадки здесь кипела жизнь. Теперь можно лишь смотреть на руины, брошенные среди невероятной красоты.
Грунтовая дорога уводит на 100 километров прочь от любой цивилизации. В интернете предупреждают — путь займёт до четырёх часов, в начале дороги знак пытается отговорить от поездки, а многие прокатные конторы вообще запрещают ехать в этом направлении.
Река Кеннекотт встала естественной преградой. Здесь построили маленький пешеходный мостик. На другой стороне нужно сесть в старый скрипучий микроавтобус, который отвезёт, по совсем уж убитой дороге, в заброшенный город. Неизвестно, как его сюда переправили, но или на нём за 5 долларов (в одну сторону), или пешком семь километров.
И вот, мы на месте. Среди этой красоты когда-то построили город. Не из-за любви к красивым видам, а чтобы зарабатывать деньги тяжёлым людским трудом. Первые “белые» люди добрались сюда лишь в 1900 году. Исследователи Аляски, Джек Смит и Кларенс Ворнер приметили ярко-зелёную гору, которая издалека казалась покрытой сочной травой, отличное место для привала для людей и отдыха для лошадей. Но когда они подъехали к холму, оказалось, что это не трава, а камни, полные меди. Они нашли жилу. Вернувшись с девятью друзьями, они основали исследовательскую компанию. Изучившие породу геологи подтвердили — медная руда здесь исключительного качества. Разработка рудника была начата немедленно. К 1903 здесь был выстроен город на несколько тысяч рабочих. Они работали сезонно, условия труда были непростыми, шахтёрам полагалось лишь два выходных в год! Но и платили за это щедро.
Здесь была вся инфраструктура: школа, почта, больница. Прямо в Кеннекотт подходила ветка железной дороги, проложенная через горы. Не было только женщин и выпивки: с семьями позволяли приезжать только начальникам, работяги были холостые, и жили в общежитиях. А ближайшие развлечения в виде бара и казино были в пяти милях, в соседнем городке МакКарти (возле пешеходного моста). Рассчёт был на то, что заработавшие деньги и уставшие от тяжёлых условий работяги попытаются покинуть Омск Кеннекотт, доберутся до МакКарти, обнаружат там кабак, всё пропьют и снова вернутся работать. Такая добровольная кабала. Метод работал безотказно. Хитрая уловка, ведь в столь отдалённый угол заманить людей не просто, невзирая на высокий оклад.
Сегодня Кеннекотт заброшен и принадлежит государству, но часть территории была выкуплена частными лицами. Здесь есть один отель (цены от $250) и пара домиков, которые люди используют, как дальние дачи.
Вот и промышленный центр города, и самое интересное здесь — огромное 14-этажное здание горно-обогатителнього комбината. Кстати, белое здание из загадки, расположенное здесь же, и видное на первой фотографии, это госпиталь. Это единственный белый домик этого красного города. Он был заметнее других, и получившие травму работяги сразу знали, куда идти. Лечебница была оснащена очень круто, там даже был первый на Аляске рентгеновский аппарат.
Медной породы здесь и сегодня много, но она не такая качественная, как в былые годы. Рудники закрывались один за другим, с 1929 по 1938 год. Последний грузовой поезд отправился из Кенникотта 10 ноября 1938 года. За 27 лет работы, здесь было добыто и переработано почти 5 миллионов тонн руды, бизнес принёс доход в 100 миллионов долларов.
С конца тридцатых до конца 1960-х годов Кеннекотт стоял опустевшим, и разрушался от времени. Потом место выкупил безумец, решивший возобновить добычу меди, и транспортировать её с помощью самолётов. Но руда тяжёлая, и небольшие самолёты тех времён не могли взять много груза. Затея оказалась полностью провальной.
Город был подготовлен под снос, несколько зданий успели уничтожить, но что-то помешало закончить работу, и его забросили снова, на пару десятилетий.
А в середине восьмидесятых, с развитием туризма на Аляске, место стало популярным для посещения. Людей не пугала трудная дорога, тем более, сюда можно прилететь на маленьком самолёте. В 1986 году Кеннекотт был признан объектом национального достояния и историческим наследием, а в 1998 году место получило статус национального парка США. Кроме этого заброшенного города, здесь есть большой ледник, куда ходят туристы, ну и пешие тропы в горах тоже пользуются популярностью. Бывшее здание горно-обогатительной фабрики было частично восстановлено, сделано безопасным для людей, и сегодня можно увидеть, как происходил процесс добычи и переработки медной руды.
Источник: macos.livejournal.com/1135567.html