TUNNEL BORING MACHINE WEEK!
Этот выпуск полностью посвящен устройству тоннеллепроходческих комплексов.
Необходимо различать МТПК микротоннеллепроходческие комплексы и ТПМК тоннелепроходческие механизированные комплексы. Они различаются и по назначению и по принципу работы. Диаметр МТПК — от 0,2 м до 3,6 м, а ТПМК — начинается от 3,6 и более. Санкт-Петербург в 2010 году для строительства тоннеля под Невой заказывал щит диаметром 19,25 метра (!), однако в 2012 году от проекта отказались.
Самый большой диаметр на настоящий момент от компании @herrenknechtag в Гонконге 17,6 метров — это пятикилометровый подводный тоннель которые связывает Северо-Западные новые территории с аэропортом Гонконга.
Назначение МТПК — прокладка коммуникаций всех видов: водопровод, канализация, теплоснабжение и прочие; ТПМК — транспортные тоннели. При проходке МТПК — монтаж колец производится на поверхности и с помощью домкратной станции продвигает щит от стартовой рамы:
у ТПМК — сборка колец производится непосредственно под юбкой из ж/б блоков и щит продвигается с помощью домкратов от последнего собранного кольца.
Длина тоннелей МТПК — от 50 до 500 м, при длине проходки свыше 200 метров используется промежуточная домкратная станция; ТПМК — от 5 км и выше и ограничены только возможностью наращивания коммуникаций и конвейерной ленты.
Монтаж и раздельный старт ТПМК в котловане.
Выкладываем график монтажа ТПМК:
- Монтаж ложе щита и стартового кольца;
- Монтаж нижнего сегмента и привода ротора;
- 3.Монтаж левого и правого сегментов;
- Монтаж креста, верхнего сегмента;
- Протяжка сегментов и привода ротора;
- Сварка сегментов;
- Монтаж эректора;
- Монтаж шнека;
- Монтаж оболочки;
- Монтаж нижней части упорной рамы, адаптер низ;
- Монтаж технологических путей;
- Монтаж путей под бадьевую откатку;
- Монтаж технологических телег,
- Монтаж тепляков для ТПМК;
- 14.Монтаж лебедок под бадьи;
- Монтаж моста и крыльев;
- Монтаж верхней части упорной рамы, адаптер верх;
- Монтаж ротора;
- Монтаж нипельного кольца;
- Расключение электрики и гидравлики;
- Монтаж градирни;
- Монтаж растворного узла;
- Монтаж бункера песка;
- Диагностика и тестирование;
- Монтаж и склейка конвейерной ленты ТПМК;
- Продвижка ТПМК в стартовое положение
- Врезка ТПМК.
При раздельном старте технологические тележки монтируются уже после монтажа первых колец. Начало проходки производится от стартового комплекса (упорной рамы).
TBM week.
Самые крупные компании-производители ТПМК: Немецкие @herrenknechtag , канадские Lovat и американские @therobbinscompany . В 2008 году Caterpillar приобрела Lovat Inc, и в 2011 году переименовалась в Caterpillar Tunneling Canada Corp.
Также производством ТПМК занимаются компании Hitachi Zosen, Mitsubishi Heavy Industries, Wirth, Palmieri, Atlas Copco и Boretec.
Когда часть тоннеля оказывается лишней — копают котлован и производят демонтаж блоков. На фото — будущая станция «Минская» в Москве. Демонтируемые блоки повторно не используются.
Так как ЖБ блоки разобрать невозможно после того, как они смонтированы — в местах эвакуационных сбоек и других примыканий по некоторым проектам ставят чугунные и стальные тюбинги. У них есть преимущества: их проще разбирать, не нарушив герметизацию и проще оформить примыкание. Но и свои минусы: после проходки необходимо делать герметизацию (чеканку свинцовой прополкой); необходимо в ячейки ставить рошпаны, чтобы при проходке домкратами не сломать их. В любом случае при демонтаже нужно не забывать про раму подхвата, чтобы избежать динамического горного удара и разрушения обделки.
Демонтаж ТПМК в котловане происходит по похожему сценарию с монтажом, а если тоннель заканчивается на большой глубине — то целесообразно строить демонтажную камеру закрытым способом. В таком случае возможны 2 варианта: построить камеру до прихода щита или уже после окончания проходки. Второй способ также используется если «что-то пошли не так». Для демонтажа необходимо доставить и собрать портальный кран или смонтировать балки для подъема деталей ТПМК. Демонтируемые детали выдаются обратно в монтажную камеру через котлован на поверхность.

