Недравик 43: TBM

TUNNEL BORING MACHINE WEEK!

Этот выпуск полностью посвящен устройству тоннеллепроходческих комплексов.

Необходимо различать МТПК микротоннеллепроходческие комплексы и ТПМК тоннелепроходческие механизированные комплексы. Они различаются и по назначению и по принципу работы. Диаметр МТПК — от 0,2 м до 3,6 м, а ТПМК — начинается от 3,6 и более. Санкт-Петербург в 2010 году для строительства тоннеля под Невой заказывал щит диаметром 19,25 метра (!), однако в 2012 году от проекта отказались.
Самый большой диаметр на настоящий момент от компании @herrenknechtag в Гонконге 17,6 метров — это пятикилометровый подводный тоннель которые связывает Северо-Западные новые территории с аэропортом Гонконга.


Назначение МТПК — прокладка коммуникаций всех видов: водопровод, канализация, теплоснабжение и прочие; ТПМК — транспортные тоннели. При проходке МТПК — монтаж колец производится на поверхности и с помощью домкратной станции продвигает щит от стартовой рамы:

у ТПМК — сборка колец производится непосредственно под юбкой из ж/б блоков и щит продвигается с помощью домкратов от последнего собранного кольца.

Длина тоннелей МТПК — от 50 до 500 м, при длине проходки свыше 200 метров используется промежуточная домкратная станция; ТПМК — от 5 км и выше и ограничены только возможностью наращивания коммуникаций и конвейерной ленты. 

Монтаж и раздельный старт ТПМК в котловане.

Выкладываем график монтажа ТПМК:

  1. Монтаж ложе щита и стартового кольца;
  2. Монтаж нижнего сегмента и привода ротора;
  3. 3.Монтаж левого и правого сегментов;
  4. Монтаж креста, верхнего сегмента;
  5. Протяжка сегментов и привода ротора;
  6. Сварка сегментов;
  7. Монтаж эректора;
  8. Монтаж шнека;
  9. Монтаж оболочки;
  10. Монтаж нижней части упорной рамы, адаптер низ;
  11. Монтаж технологических путей;
  12. Монтаж путей под бадьевую откатку;
  13. Монтаж технологических телег,
  14. Монтаж тепляков для ТПМК;
  15. 14.Монтаж лебедок под бадьи;
  16. Монтаж моста и крыльев;
  17. Монтаж верхней части упорной рамы, адаптер верх;
  18. Монтаж ротора;
  19. Монтаж нипельного кольца;
  20. Расключение электрики и гидравлики;
  21. Монтаж градирни;
  22. Монтаж растворного узла;
  23. Монтаж бункера песка;
  24. Диагностика и тестирование;
  25. Монтаж и склейка конвейерной ленты ТПМК;
  26. Продвижка ТПМК в стартовое положение
  27. Врезка ТПМК.

При раздельном старте технологические тележки монтируются уже после монтажа первых колец. Начало проходки производится от стартового комплекса (упорной рамы).

TBM week.
Самые крупные компании-производители ТПМК: Немецкие @herrenknechtag , канадские Lovat и американские @therobbinscompany . В 2008 году Caterpillar приобрела Lovat Inc, и в 2011 году переименовалась в Caterpillar Tunneling Canada Corp.

Также производством ТПМК занимаются компании Hitachi Zosen, Mitsubishi Heavy Industries, Wirth, Palmieri, Atlas Copco и Boretec. 

Когда часть тоннеля оказывается лишней — копают котлован и производят демонтаж блоков. На фото — будущая станция «Минская» в Москве. Демонтируемые блоки повторно не используются. 

Так как ЖБ блоки разобрать невозможно после того, как они смонтированы — в местах эвакуационных сбоек и других примыканий по некоторым проектам ставят чугунные и стальные тюбинги. У них есть преимущества: их проще разбирать, не нарушив герметизацию и проще оформить примыкание. Но и свои минусы: после проходки необходимо делать герметизацию (чеканку свинцовой прополкой); необходимо в ячейки ставить рошпаны, чтобы при проходке домкратами не сломать их. В любом случае при демонтаже нужно не забывать про раму подхвата, чтобы избежать динамического горного удара и разрушения обделки. 

View this post on Instagram

🐛 TBMWEEK Так как ЖБ блоки разобрать невозможно после того, как они смонтированы — в местах эвакуационных сбоек и других примыканий по некоторым проектам ставят чугунные и стальные тюбинги. У них есть преимущества: их проще разбирать, не нарушив герметизацию и проще оформить примыкание. Но и свои минусы: после проходки необходимо делать герметизацию (чеканку свинцовой прополкой); необходимо в ячейки ставить рошпаны, чтобы при проходке домкратами не сломать их. Какие ещё плюсы/минусы? ❗️ В любом случае при демонтаже нужно не забывать про раму подхвата, чтобы избежать динамического горного удара и разрушения обделки. #engineering #civil #civilengineering #engineeringlife #mechanical #machine #engineerism #engenhariacivil #engineers #architecture #civilengineer #development #structure #engenharia #obra #safety #safetyfirst #construction #tbm #tunnel #тпмк #тоннель #строительство #город #техника #спецтехника #метро

A post shared by nedraweek (@nedraweek) on

Демонтаж ТПМК в котловане происходит по похожему сценарию с монтажом, а если тоннель заканчивается на большой глубине — то целесообразно строить демонтажную камеру закрытым способом. В таком случае возможны 2 варианта: построить камеру до прихода щита или уже после окончания проходки. Второй способ также используется если «что-то пошли не так». Для демонтажа необходимо доставить и собрать портальный кран или смонтировать балки для подъема деталей ТПМК. Демонтируемые детали выдаются обратно в монтажную камеру через котлован на поверхность.


Поделиться записью: